Амнестическая афазия
Амнестическая афазия – речевое нарушение, которое характеризуется затруднением вспомнить названия знакомых предметов. Другие названия – аномическая и номинативная афазия. Пациенты сохраняют способность мыслить и разговаривать, однако забывание названий объектов вынуждает прибегать к их описанию.
Диагностика основывается на неврологических, логопедических и нейропсихологических тестах, обследовании головного мозга, кровеносных сосудов головы и шеи при помощи компьютерной или магнитно-резонансной томографии. Лечение комплексное с применением лекарственных препаратов, занятий с нейропсихологом и логопедом.
Впервые дефект припоминания слов-наименований объектов описан немецким психоневропатологом Карлом Вернике в 1872 году. Патология выделена в отдельную нозологическую единицу в 1973 году советским нейропсихологом Александром Романовичем Лурия.
Сложности с наименованием объекта часто сочетаются с расстройством слухоречевой памяти, не восприятием сложных речевых конструкций. В структуре афатических расстройств, на долю афазии амнестического характера приходится от 4 до 8% случаев.
Причины
Амнестическая афазия возникает при поражении коры головного мозга. Часто дефекты выявляют в структурах:
- височной доле (базальные и передние отделы);
- височно-теменных и затылочных стыках;
- нижней теменной дольке.
Патологические изменения в коре больших полушарий провоцируют:
- инфаркты и инсульты головного мозга;
- черепно-мозговые травмы;
- внутричерепные гематомы;
- тромбоэмболии;
- эпилептические приступы;
- новообразования центральной нервной системы;
- энцефалиты;
- нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, кортикобазальная дегенерация, энцефалопатии);
- нейрохирургические вмешательства.
Механизм возникновения и развития аномичеких расстройств до конца не изучен. Существует версия, что зоны коркового вещества накапливают зрительные и акустические сигналы.
Нарушение работы этих областей влечет за собой распад зрительных образов и их словесных обозначений. Дефекты височной области коры приводят к разрушению связей центрального отдела слухового анализатора и гиппокампа, который участвует в консолидации памяти. А. Р. Лурия считал, что патология связана с дисфункцией сортировки слов, накопленных в памяти больного.
Группы риска
В группе риска находятся люди, с одним или несколькими предрасполагающими факторами в анамнезе. К таким факторам относят:
- артериальную гипертензию;
- склероз сосудов головного мозга;
- повышенный уровень холестерина в крови;
- ангиопатии;
- случаи амнестической афазии у близких родственников;
- тяжелые интоксикации.
Различают три типа патологии:
- акустико-мнетический, связан с расстройством запоминания, сохранения и выражения воспринятой на слух вербальной информации;
- оптико-мнестичекий – характеризуется нарушением зрительной памяти и неспособностью узнавать предметы;
- амнестичекий – выражается сложностями с вербальным воспроизведением названий предметов.
Симптомы
Симптоматика зависит от типа заболевания. Больные с акустико-мнетическим типом не в состоянии запоминать и воспроизводить вербальный ряд, включающий несколько элементов. Возникают затруднения с восприятием информации на слух. Большинство людей с данным типом недуга понимают простые предложения и могут действовать в соответствии с простыми инструкциями.
Многокомпонентные вербальные сигналы не доступны восприятию. В процессе общения больной многократно переспрашивает, обращается с просьбами замедлить речь или повторить сказанное.
Речь пациента состоит из коротких фраз и предложений, правильные слова и звуки заменяются неправильными или неточными. В разговоре присутствуют длительные паузы, когда человек старается подобрать нужное слово, многократные повторы ранее сказанного.
Сложно дается припоминание информации, выраженной в цифрах (даты, телефонные номера, денежные суммы), названий географических объектов и наименований предметов.
При мнестическом типе афазии пациент испытывает сложности с узнаванием знакомых объектов. Словесное описание предмета не вызывает визуального представления. Больной не может изобразить образ на бумаге по памяти. Рисунки либо не соответствуют изначальному заданию, либо лишены важных деталей.
Репродукция наглядного изображения получается удовлетворительно. У пациентов сохраняется способность к письму, но страдает письменное выражение образов. При просьбе отсортировать картинки, возникают затруднения отнести объект к определенной категории: здания, автомобили, животные.
Выбрать оборудование
Клиническая картина амнестического типа связана с проблематичностью выбора слова, обозначающего предмет. Пациент может заменить нужное слово на фонетически близкое, но не подходящее по значению. Также им свойственно описывать объект или его назначение.
На просьбу назвать мяч, больной отвечает «это то, чем играют в футбол». Эти нарушения касаются, как экспрессивной, так и внутренней речи. При подсказке первых букв слова, пациент может его вспомнить.
Речь пациента отличается медлительностью, длительными паузами. Чтобы ответить на вопрос, больному необходимо больше времени.
Диагностика
Постановка диагноза осуществляется на основании данных анамнеза, медико-логопедических, психодиагностических исследований, компьютерной томографии и УЗИ. Учитывая то, что замедление речи и сложности с выражением мыслей могут иметь возрастную природу, в процессе диагностики важно определить точную причину состояния больного.
С целью определения очага амнестической афазии используют компьютерную томографию или магнитно-резонансную томографию. Данные методы исследования позволяют выявить органические поражения головного мозга, их объем и локализацию. Параллельно диагностируют сосудистые дефекты, путем введения в кровеносное русло контрастных веществ с последующей томографией.
Исследование внечерепных сосудов, отвечающих за кровоснабжение головного мозга проводят при помощи ультразвуковой диагностики. При подозрении на повышение внутричерепного давления или инфекции центральной нервной системы целесообразно назначить пункцию спинномозгового канала и провести лабораторный анализ ликвора.
Психодиагностическое обследование подразумевает проведение диагностического тестирования. При помощи речевых, письменных, изобразительных и прочих тестов определяют тип заболевания. Такое тестирование позволяет выяснить тяжесть патологического процесса, а также объем сохранившихся функций.
Логопедические исследования включают оценку восприятия обращенной речи, способность читать, запоминать и устно воспроизводить усвоенную информацию.
Лечение
Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, физиотерапию, психотерапию и коррекционную логотерапию.
Пациентам с нейродегенеративными заболеваниями назначают препараты, стимулирующие метаболизм в нервной и глиальной ткани, улучшающие церебральную микроциркуляцию. По показаниям применяют ноотропы, антиоксиданты, антикоагулянты. Для общего укрепления организма используют витаминно-минеральные комплексы.
Физиотерапевтические процедуры призваны улучшить церебральный кровоток, стимулировать метаболизм и выведение продуктов обмена из мозговых тканей. Больному могут назначить дарсонвализацию области головы и шейной зоны, воздействие статическими полями, электрофорез.
Коррекционная логотерапия направлена на улучшение вербальных способностей пациента с амнестической афазией. Упражнения с применением изображений и объектов призваны восстановить взаимосвязи между образами и их вербальными выражениями.
Врач помогает восстановить утраченные (или выстроить новые) ассоциативные связи при помощи различных приемов. Упражнения могут включать разгадывание ребусов и кроссвордов, составление текста по изображениям и его пересказ, классификацию картинок по категориям.
В некоторых случаях назначают сеансы психотерапии с целью коррекции психоэмоционального состояния больного.
Профилактика
Специфическая профилактика не разработана. Следует избегать факторов, которые повышают риск развития церебральных повреждений. Рекомендуется своевременно лечить артериальную гипертензию, корректировать уровень холестерина в крови, вести здоровый образ жизни.
Прогноз заболевания зависит от первопричины патологии, степени нарушений и возраста больного. Комплексное лечение на ранних стадиях позволяет восстановить или частично улучшить речевую функцию.
- Красота и медицина. Амнестическая афазия.
- Просвет, психологический центр. Амнестическая афазия.
- Нейроспектр. Амнестическая афазия, признаки и лечение.
- Логоэксперт. Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение.
- Речевой онлайн центр «Русская речь» для детей и взрослых. Афазия. Пропала речь после инсульта или травмы.